Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Сталкинг > Статьи о сталкинге > Роли


Роли

Фрагмент из книги: Ойстер Кэрол. Социальная психология групп. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.

Термин роль заимствован из социологии Этот термин был введен Г. X. Мидом (G. H. Mead, 1934) и конкретизирован Гоффманом (Goffman, 1967) при описании двух уровней ролевого поведения. Восприятие роли - это ваше понимание того, как вы должны вести себя. Ролевое ожидание - это то, какого поведения ждут от вас другие. Роли - это "мощные детерминанты поведения" (Schein, 1980).

Здесь отлично подходит аналогия с ролью, которую исполняет актер в пьесе или фильме. Предположим, вы играете роль Меркуцио в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Ваши слова определены сценарием, рисунок поведения диктует вам режиссер. В данном случае восприятие роли - это ваша интерпретация роли. Ролевые ожидания режиссера - это его понимание того, как вы должны играть вашу роль. Хорошо, если первое и второе совпадают. Но бывает так, что они расходятся, и это одна из проблем, обсуждаемых ниже.

Входя в новую роль или вступая в новую группу, вы поначалу не знаете, как себя вести, как соотносится ваша роль с ролями других участников. Через некоторое время, после нескольких репетиций, члены группы (или актерский состав) начинают понимать, как связаны между собой исполняемые ими роли, и их поведение становится более предсказуемым и стабильным. Можно сказать, что они подписывают психологический контракт (Baker, 1985). Таким образом, происходит согласование ролей, или, иначе говоря, роли становятся комплементарными. Вот я, например, играю роль учителя, и вы знаете, что вам отведена роль студента. Если вы исполняете роль мужа, то у вас есть определенные представления и ожидания по поводу того, как должна вести себя ваша жена.

Если по каким-то причинам член группы ведет себя не так, как предписано ролью, это может вызвать проблемы в группе. Представьте себе такую ситуацию. Актеры на сцене играют "Ромео и Джульетту", а исполнитель главной роли вдруг начинает произносить монолог из другой пьесы. Ясно, что его поведение вызовет всеобщую растерянность и спектакль, скорее всего, будет сорван. Замешательство возникнет и в том случае, если посредине спектакля кто-то из актеров забудет свои слова. Это может выбить из колеи всех актеров. Поэтому актеры часто учат не только свои, но и чужие реплики, чтобы в случае необходимости суметь "подсказать" партнеру правильное поведение (в данном случае слова).

Другой характеристикой является степень ясности ролей. Играть роль в пьесе в каком-то смысле просто - ведь ваши слова и движения определены заранее другими людьми. То ли дело - первые дни на новой работе. Разумеется, вы знаете, с какой целью вас наняли, и, быть может, вам даже посчастливилось пройти предварительное обучение и вам выдали руководство, в котором расписано, что и как надо делать. И все равно вы столкнетесь с некоторой неопределенностью. В первый же день обязательно случится что-то такое, чего вам никто не объяснил, и вы не будете знать, как вести себя в этой непредвиденной ситуации. Постепенно, по мере приобретения опыта, вы будете чувствовать себя в своей роли все более уверенно. Нередко человек находит свою нишу в группе благодаря поведению других (комплементарности). Ролевая неопределенность служит одной из причин того, почему многие люди избегают вступать в новые группы. Никто не знает, что сказать и что сделать, и все испытывают неловкость. Многие группы распадаются, едва сформировавшись, именно потому, что люди не понимают, как им себя вести.

Роли в группе различаются по степени сложности. Возвращаясь к нашему примеру, заметим, что роль Ромео гораздо объемнее и сложнее, чем роль Меркуцио. Когда мой племянник узнал, что их класс будет ставить "Ромео и Джульетту" для школьного праздника, он сказал, что согласится только на "самую захудалую" роль. То ли ему не хотелось быть на виду, то ли он просто ленился учить слова. Роль лидера в группе куда сложнее роли гармонизатора, или шута, задача которого сводится к тому, чтобы шутками и прибаутками сглаживать возникающие напряжения и конфликты.

И, наконец, говоря о ролях, мы должны рассмотреть еще одну дихотомию. Линтон (Linton, 1936) различает достигнутые и предписанные роли. Выбранные роли - это роли, в той или иной мере подвластные человеку. Мы работаем, надеясь продвинуться по службе. Мы проходим пробы, чтобы получить роль. Мы учимся в колледже, желая стать дипломированными специалистами. Мы выставляем свою кандидатуру на выборах, чтобы занять тот или иной пост. Одним словом, в достигаемых ролях есть элемент выбора. Предписанные роли - это ролевые ожидания в отношении нас, ожидания, основанные на том, кем мы являемся, а не на том, что мы делаем. Половая, расовая принадлежность, возраст - вот лишь некоторые характеристики, на основании которых можно навязать человеку ту или иную роль. Эти характеристики неподвластны нам, однако окружающие люди часто ждут от нас определенного поведения, исходя из существующих стереотипов.

...

Многие социальные ожидания, сопутствующие предписанным ролям, эксплуатируются и навязываются нам средствами массовой информации. Возьмем хотя бы рекламные ролики, в которых фигурируют бабушки. Типичная рекламная бабушка - это пожилая женщина с подкрашенной голубым сединой и обязательно в фартуке; она либо печет пироги, либо растерянно разводит руками при виде нового продукта, который избавляет ее от необходимости печь. Однако если мы обратимся к демографической статистике, мы поймем, что бабушкой можно стать и в сорок лет. В наше время и в нашей культуре большинство женщин и после сорока энергично занимаются своей карьерой и активно проводят досуг. Однако мы продолжаем восторгаться такими женщинами, как Софи Лорен и Лена Хорн, и удивляться тому, как "хорошо они выглядят для своих лет". Если бы мы принимали старость, мы бы не выделяли таких людей. Подобные замечания подразумевают, что эти женщины, выгляди они в соответствии со своими годами, были бы не столь привлекательны.

Разумеется, полоролевые стереотипы касаются не только женщин, но и мужчин. Однако в американском обществе все мужское выступает как своего рода норма - стандарт, с которым сверяется все "остальное" (Tannen, 1994). В каком-то смысле это облегчает мужчинам жизнь, но, с другой стороны, мужчины таким образом лишаются возможности выражать то "женское", что присутствует в них, боятся быть мягкими, нежными, чувствительными, сентиментальными: в противном случае они нарушают бытующий стереотип. Если сильную, уверенную женщину могут счесть "мужеподобной", то в чересчур "женственном" мужчине люди немедленно начинают подозревать гомосексуалиста. Отказывая мужчинам в праве демонстрировать "женское" поведение, общество вынуждает их сдерживать свои эмоции, что может породить эмоциональные проблемы в отношениях с партнершей и детьми. Часто приходится слышать жалобы на то, что отцы уделяют мало времени семье, мало занимаются своими детьми. Однако если мужчина посвящает себя семье и детям, то его маскулинность оказывается под угрозой. Учитывая, что общество предписывает мужчине быть сильным, честолюбивым, преуспевающим, обязывает его быть добытчиком для своей семьи, трудно понять, когда же мужчине проводить время с семьей.

Ясно, что предписанные роли детерминированы культурой. Однако стоит поговорить о том, как именно возникают и усваиваются роли. Согласно модели Борманна (Bormann, 1990), усвоение роли происходит методом научения, известного как оперантное обусловливание. Этот специальный термин попросту означает, что, если мы демонстрируем некое поведение и получаем за него вознаграждение, то это поведение, скорее всего, повторится. Если же продемонстрированное поведение игнорируется или наказывается, то есть не вознаграждается, то вероятность его повторного возникновения значительно снижается.

В данном примере, у группы, работающей над проектом, возникает некая потребность: например, ей необходимо разбить задание на этапы и расписать сроки их завершения. Индивид А берется выполнить это задание. В соответствии с представленной моделью, реакция группы на ее поведение может быть различной. Группа может одобрить ее поведение или работу (вознаграждение), может не одобрить ее (наказание) или может продемонстрировать неоднозначную реакцию. Реакция группы повлияет на поведение А, когда в следующий раз перед группой встанет та же задача. Если первая попытка была вознаграждена, то во второй раз А поведет себя аналогичным образом. Если группа отрицательно оценила ее старания, то в следующий раз А уже не проявит инициативу. И, наконец, если поведение А вызвало неоднозначную или неясную реакцию группы, то А, возможно, будет продолжать свои старания до тех пор, пока не произойдет одно из двух: (1) она получит более ясную обратную связь или (2) группа поручит задание кому-то другому.

Данная модель не учитывает еще одну возможную ситуацию. Может статься, что группа проигнорирует поведение А. Из теории научения известно, что такая ситуация в конечном итоге приводит к угасанию и исчезновению соответствующего поведения. Однако этому обычно предшествует временное усиление активности. Классический пример - детские капризы и истерики. Специалисты по детскому развитию считают, что родителям лучше всего не обращать внимания на капризы ребенка. Когда поведение "не срабатывает", ребенок отказывается от него. Это происходит не сразу, родители должны быть готовы к тому, что уровень децибелов сначала возрастет. Бывают ситуации, когда нам трудно игнорировать раздражающее нас поведение. Дети часто устраивают истерики в магазинах, зная, что на людях родители выполнят любую их прихоть, лишь бы успокоить свое чадо и не выглядеть в глазах окружающих "плохими родителями". Конечно, неправильно, да и опасно позволять орущему ребенку валяться на полу в магазине. Но ничто не мешает вам провести эксперимент дома. Если при первых же признаках истерики вы выйдете из комнаты, то истерика быстро прекратится, поскольку ребенок лишается зрителя, для которого предназначался спектакль. Иногда хныканье и жалобы так раздражают членов группы, что им легче уступить, чем просто игнорировать это поведение. Но мы должны понимать, что, согласно модели Борманна, вознаграждаемое поведение закрепляется и его частота растет. Вместе с тем, поскольку одно и то же поведение в одних ситуациях может вознаграждаться, а в других - наказываться, важно помнить, что роли являются специфичными для группы. Если человек исполняет роль лидера в одной группе, то это не означает, что он будет лидером во всех группах, в которые он входит.

Выше мы говорили о деловых и социальных аспектах групповой динамики. Эта дихотомия применима и к ролям (Bales, 1950; Benne & Sheats, 1948; Reiken & Homans, 1954). Однако, говоря о ролях, мы должны ввести еще категорию индивидуальных ролей, то есть таких ролей, которые не способствуют или препятствуют эффективной работе группы. К целевым ролям относят поведение, способствующее достижению групповых целей. Среди них выделяют роль инициатора - того, от кого исходят новые инициативы; информатора - того, кто находит информацию и ресурсы; генератора идей, который вносит идеи и предложения, касающиеся выполнения задания; разработчика, который подхватывает и прорабатывает идеи, чтобы они стали полезными для группы; координатора, который следит за тем, чтобы группа работала в соответствии с намеченным планом; критика, который обеспечивает реализацию самых лучших идей, генерированных группой; и, наконец, роль активизатора, который "работает, работает и работает" и побуждает к тому же остальных. Должен ли один человек исполнять все перечисленные функции? Да, если он работает над заданием в одиночку. В группе же эти роли обычно распределяются между членами. Задача лидера - следить за тем, чтобы все эти функции выполнялись.

Социальные роли в группе связаны с "обслуживанием" чувств и отношений членов группы. К социальным групповым ролям относят: роль подстрекателя, который выступает как заводила и "душа компании"; помощника, поддерживающего и проталкивающего идеи робких членов группы; гармонизатора, чьи шутки и веселые проделки ослабляют возникающее напряжение, и, наконец, роль стражника, который следит за тем, чтобы все члены группы участвовали в выполнении группового задания в равной степени и чтобы более яркие личности не доминировали над более робкими и застенчивыми членами группы. Опять же, в эффективно работающей группе эти функции распределены между членами.

Индивидуалистические роли могут оказывать на группу подрывное и отвлекающее воздействие. Главное в этих ролях - стремление человека к самовозвеличиванию. Эти роли мешают нормальной групповой работе, отнимая у группы время и силы.

Агрессор ищет возможности обидеть или унизить других членов группы. Блокировщик всегда оспаривает предложения и действия группы, подрывая таким образом групповую сплоченность и мешая выполнению задания. Доминатор хочет, чтобы все делалось так, как предлагает он, и никогда не слушает других. Тот, кто ищет признания, и тот, кто стремится к самораскрытию, постоянно требуют внимания к себе. Первый пытается приписать себе честь за успехи других, а второй настолько занят самообнажением (тем, что называют "вывернуть душу наизнанку"), что у него попросту не хватает времени на работу, он не дает работать другим и смущает их своими душевными излияниями. Лидер группы должен стараться предотвратить или исключить нежелательное поведение. На самом деле не так уж трудно справиться с теми, кто ищет внимания и признания, - надо просто найти для них дело, занимаясь которым, они смогут удовлетворить свои индивидуалистические потребности. С какого рода ролями группе легче работать? Это зависит от стадии развития группы. Только что сформированной группе проще сразу же погрузиться в работу, не обременяя себя социальными аспектами ролей. Очень часто люди приступают к делу, даже не познакомившись друг с другом. Это не лучший путь. До тех пор, пока группа не определится с ролями и отношениями, ее работа будет непродуктивной, а произведенный ею продукт - некачественным.

Кэрол Ойстер, "Социальная психология групп"

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru