Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Полезные книги > Секреты японской стратегии > Хёси: Выбор времени реагирования


Хёси: Выбор времени реагирования (тайминг)

Во Вселенной существует определенный ритм. Есть ритм жизни и ритм смерти. Каждое живое существо имеет свой собственный ритм. Если вы поймете это, то сможете всегда одерживать победу.

Ритм определяется многими вещами. Большой человек будет сражаться в более медленном ритме, чем маленький человек. То же самое относится и к большому оружию или большой армии. Сила и физическое состояние также являются важными факторами. Человек, который упорно тренировался, может действовать гораздо быстрее, чем тот, кто тренирован не так хорошо. Ритм также определяется духом. Этот последний фактор заслуживает более детального рассмотрения, поскольку опытный противник может попытаться скрыть подлинную силу своего духа.

В любого рода столкновениях стремитесь найти естественный ритм противника. Затем используйте хёси ("тайминг"), чтобы обратить его ритм против него же самого.

Стратегии, использующие тайминг, часто применяются партизанскими войсками. Их маленькие боевые части идеально подходят для действий в очень быстром ритме. Полагаясь на свою высокую мобильность, они совершают серию быстрых атак и отступают. Когда большая армия, замедляемая тяжелой пехотой и артиллерией, пытается сражаться с такими подразделениями коммандос, она безнадежно отстает. Партизаны никогда не остаются подолгу на одном месте, чтобы тяжелая армия не могла обрушить на них всю свою огневую мощь.

В случае партизанской войны для большой армии существует только две возможности. Если нет необходимости контролировать большую территорию, то армия может выбрать глухую защиту, занять оборонительные позиции и ждать, когда партизаны сами к ней придут. Это работает только в том случае, если ценная недвижимость не рассредоточена на большой территории. Вторая возможность - это оставить тяжелое снаряжение и разбиться на маленькие подразделения, которые смогут воевать с частями коммандос, используя их же тактику. Поскольку большая армия имеет лучшее снабжение, то она в состоянии действовать быстрее, чем отряды коммандос, и в течение более длительного время.

В любом случае сражение между армией и отрядом коммандос - это всего лишь вопрос ритма. Большая армия, если она надеется победить, должна либо ускорить сражение, либо замедлить его. Когда противоборствующие силы имеют разную структуру, то защищающаяся сторона во что бы то ни стало должна помешать атакующей стороне действовать в приемлемом для нее ритме. Это замечание, вероятно, самое важное в настоящей книге! Внимательно его изучите.

В бизнесе также существуют свои ритмы. Совет директоров, принимающий точные и быстрые решения, намного опаснее, чем тот, который тянет время и выносит окончательное решение только тогда, когда его к этому вынуждают. Армии в мирное время играют в военные игры для того, чтобы поддерживать свою командную структуру в боевой готовности. Компании также должны следовать этому примеру. Если у команды руководителей нет никакой требующей решения задачи, то такую задачу она должна создать искусственно в целях поддержания своего профессионального уровня.

Руководящая структура, отяжеленная различными департаментами и отделениями, будет действовать медленнее, чем аналогичная структура, состоящая лишь из самого необходимого. Это применимо и к армии, и к отдельному человеку. При рассмотрении истории войн становится очевидным, что битвы выигрывались за счет скорости и мобильности. Победу одерживала та армия, которая первой собирала все свои силы в одной точке. Вероятно, ярчайшим примером, иллюстрирующим вышесказанное, была Золотая Орда Чингисхана. В его армии все ездили верхом и все сражались.

Хотя большой меч рубит глубоко, маленький меч рубит быстро. Это также справедливо и по отношению к боевым кораблям, армиям и коммерческим предприятиям. Вы должны всегда тщательно изучить арену предстоящих действий и выбрать наиболее подходящее оружие. Самураи носили два меча. Длинный меч, катана, был основным оружием на поле битвы. Короткий меч, вакидзаси, использовался для ближнего боя в ограниченном пространстве. Это была хорошая система, и вы должны перенять ее.

Военно-морской флот, состоящий из тяжелых кораблей, всегда сопровождается группой быстрых эсминцев. Армия имеет в своем распоряжении отряды легкой пехоты. Вы же должны быть уверены в том, что наше знание больших мощных техник уравновешивается способностью использовать маленькие и быстрые техники. Это сочетание скорости и силы необходимо, если вы хотите овладеть таймингом, поскольку вы должны уметь сражаться с любой скоростью, а не только с той, которую вы предпочитаете.

Изучение хёси (одной из высших и интереснейших областей стратегии) - это непрекращающийся процесс. Вы должны развить в себе умение ставить себя на место противника. Забыв о себе, попытайтесь проникнуть внутрь своего врага, почувствовать биение его сердца. И, делая это, никогда не забывайте, что для того, чтобы разрушить ритм противника, вы сначала должны ему соответствовать.

ХАНЪОН НО ХЭЙХО

Ханъон - это полшага. Чтобы использовать эту стратегию, вы должны прочувствовать ритм своего противника, а затем нанести ему удар на полсчета. Поскольку он полностью занят превращением окончания своей последней техники в начало следующей, вы легко победите.

Для того чтобы практиковать эту хэйхо, необходим длинный тренировочный зал. Начните в одном конце зала, и пусть ваш партнер атакует вас непрерывной серией рубящих ударов. Отступая, считайте его удары: один, два, три. После того как установите его ритм, нанесите контрудар с ритмом "один, два-ТРИ!". Сначала нужно считать вслух. Ваш внезапный крик "ТРИ!" подтолкнет тело к действию. Если вы выполните это безупречно, то будете выглядеть естественно небрежным, делая шаг и нанося удар - вы почувствуете, что вам нет абсолютно никакой необходимости торопиться. С другой стороны, ваш партнер будет чувствовать себя совершенно беспомощным. Он будет не в состоянии противодействовать вашему удару, независимо от того, насколько быстро он двигается.

Этот метод тренировки может использоваться во многих видах искусств. Независимо от вида атаки, вы просто синхронизируетесь с серией, считаете удары, а затем ускоряете свой счет. Новичку, для того чтобы уловить ритм, потребуется некоторое время (возможно, ему придется отсчитать несколько атак). Мастер, овладевший этой стратегией в совершенстве, знает ритм атаки еще до того, как его противник сдвинется с места1.

Ритм имеет тенденцию изменяться. Это означает, что быстрая, хорошо организованная атака не может длиться вечно. Будьте к этому готовы. Если вы видите, что ритм вашего противника меняется, то вы можете его атаковать на полсчета. В этом случае вы должны придерживаться старого темпа, а он, меняя свой ритм, открывается для атаки. Это очень действенно против противника, атакующего молниеносной комбинацией техник. Поскольку он двигается очень быстро, то у вас очень мало шансов поймать его ритм и никакой надежды превзойти его. Поэтому наблюдайте и ждите. Как только его первоначальный шквал ударов ослабеет, сделайте шаг вперед и нанесите удар.


Выбор времени реагирования


Атака (А) начинается, и ваш противник тут же начинает выполнять блок, который (B) отражает вашу атаку. Вы начинаете атаку (X), и ваш противник начинает ее блокировать. Вы на долю секунды делаете паузу (Y), а затем продолжаете атаку (Z), проходя через его блок.

Ханъон можно использовать против любой атаки, в которой сила противника пульсирует. (Вы не сможете ударить на пол счета до тех пор, пока не будет самого счета.) Например, представьте, что кто-то хватает вас за руку и начинает тянуть через всю комнату. Он идет: левая-правая, левая-правая. Поскольку вы разбалансированы, то не можете ему сопротивляться. Для того чтобы воспользоваться ханъон, пропустите один шаг, переставляя свои ноги: левая-правая-левая/левая-правая. Если вы это сделаете, то обнаружите, что уже не вас ведут, а вы ведете.

Очевидная контрмера против ханъон - не сражаться в каком-то определенном ритме. Но поскольку ваше тело имеет определенную массу, то тенденция двигаться с определенной скоростью вполне естественна. Остерегайтесь этой привычки.

КАЦУРИ НО ХЭЙХО

Кацури означает, что вы побеждаете за счет изменения скорости. Вы заставляете своего противника сражаться в неестественном для него ритме. Если вы сможете это сделать, то победа будет вам обеспечена.

Поскольку все обладает своим ритмом - есть ритм атаки, есть ритм защиты, - то очень просто попасться в ловушку определенного ритма боя. Следите за этим и, когда видите, что противник на определенной скорости начинает чувствовать себя комфортно, резко меняйте ее. Ханъон но хэйхо представляет собой одну из форм этой стратегии.

Во многих случаях неожиданное замедление работает так же хорошо, как и ускорение. Если вы атакуете серией быстрых ударов, то ваш противник реагирует соответственно. Затем, когда вы неожиданно снизите скорость, он может среагировать слишком быстро и не успеет замедлить свое движение, чтобы успешно противодействовать вашей атаке.

В яматэ-рю существует ряд ката с мечами, которые прекрасно иллюстрируют стратегию изменения скорости. В каждой из этих ката атакующий приближается, делая серию из четырех шагов. Каждый из этих шагов в два раза длиннее и в два раза быстрее, чем предыдущий, - первый шаг очень медленный и маленький; на четвертом шаге атакующий просто бросается вперед. С таким постоянным ускорением намного сложнее работать, чем с продвижением вперед на определенной скорости.

Сходную стратегию можно увидеть в корю но кэн школы тэнсин-рю. В этой ката с мечом атака выполняется с ритмом "один... один... один, два... один, два, три!". Продвижение вперед с ломаным ритмом, таким, как этот, очень сильно дезориентирует врага.

В мире бизнеса вы применяете эту стратегию, постоянно варьируя давление, которое вы оказываете на своих конкурентов. Если давление постоянно то независимо от того насколько оно велико, конкурент может научиться преодолевать его. Фактически, оно может даже быть для него полезно - компании, на которую оказывается слишком слабое давление, нет стимула улучшаться. Но к постоянно изменяющемуся давлению конкуренту будет очень сложно приспособиться. Это все равно, что поднимать штангу и при этом беспорядочно то добавлять, то уменьшать ее вес. Поскольку вы единственный, кто знает, что произойдет дальше, то ваш конкурент не сможет установить твердый бюджет на рекламу, производство или на любую другую сферу деятельности предприятия.

Кацури является очень важной отличительной чертой партизанских войн. Диверсионная группа наносит удары и отступает всегда по произвольной схеме. Чтобы усилить эффект, можно также каждый раз менять численность отряда и стиль атак. Обороняющаяся сторона настолько включается в процесс приспосабливания к постоянно изменяющемуся течению конфликта, что очень скоро перестает действовать как эффективная боевая единица.

Армия, которой навязывают затяжную войну на одном месте, как это было в Первой мировой войне, представляет собой отличный объект для применения кацури. Если допустить, что противоборствующие силы равны и служба снабжения вражеской армии сможет приспособиться к любому давлению и доставлять провизию и боеприпасы для фронта, независимо от того, насколько жестко вы будете атаковать. Чтобы сломать этот процесс, используйте кацури но хэйхо.

Начните с маленьких рейдов силами одного отряда и постепенно усиливайте каждую последующую атаку. Это заставит службу снабжения вражеской армии постоянно приспосабливаться к увеличивающимся запросам фронта. Даже полевые командиры не смогут сконцентрироваться на своей работе - они всегда будут обеспокоены тем, получат они необходимое количество боеприпасов, чтобы отразить завтрашнее более мощное нападение, или нет.

Когда вы чувствуете, что ваш противник уже не может справиться с ситуацией, немедленно увеличьте силу атаки до уровня дивизии. В некотором смысле вашему противнику будет даже хуже, если он приспособится к вашим атакам. В этом случае после атак силами полка не переходите на уровень дивизии. Вместо этого вернитесь на уровень отряда. Это оставит линию фронта обороняющейся армии с тоннами неиспользованных боеприпасов, а ее служба снабжения будет продолжать работать на полной скорости. Теперь у вашего врага останется только две возможности: либо использовать эти боеприпасы, начав атаку (что заставит его оставить сильные оборонительные позиции), либо отослать боеприпасы назад в тыл. Нельзя оставить их в траншеях, чтобы использовать позже, - для них просто не хватит места. Любая армия использует невероятное количество боеприпасов в бою. После нескольких часов активной отправки боеприпасов для сражения, которого не происходит, на передовой просто не останется свободного места.

В индивидуальной схватке не увлекайтесь изменением скорости настолько, чтобы ваши удары теряли силу (а вероятность этого очень высока). Простой способ справиться с этой проблемой - сконцентрироваться на своем дыхании. Синхронизируйте ритм работы своего меча с ритмом своего дыхания, а затем сконцентрируйтесь на мощном дыхании с различной частотой и забудьте о своем мече. Секрет мощного дыхания с различной частотой без потери силы заключается в звуке вашего дыхания. Нормальный цикл вдоха-выдоха звучит как "а-ха". Изменяя этот звук на "а-хэ" или любое другой сочетание, можно радикально изменить ритм. Немного поэкспериментировав, можно быстро обнаружить некоторые модели, которые позволят вам получить ощутимое преимущество.

Вы также должны учиться разбивать одну половину дыхательного цикла на две части и более. Например, вместо выдоха со звуком "ха" попробуйте выдыхать со звуком "ээ-я". Это по-прежнему остается одним непрерывным выдохом, но он разделен на две части. (Не забывайте использовать живот - контролировать дыхание практически невозможно, если вы дышите грудью.) Эта модель дыхания позволит вам выполнить две техники на один счет. Опять же, поэкспериментировав, вы сможете обнаружить множество вариантов, а их преимущества будут очевидны.

Вы можете воспринимать кацури но хэйхо как расширенный вариант ханъон. Ханъон используется как защитное контрдействие; кацури можно использовать как для защиты, так и для атаки. Подобно ханъон, кацури разрушает стратегию вашего противника.

ХИТОЦУ НО ТАТИ НО ХЭЙХО

Хитоцу но тати означает "единый меч"; большинство фехтовальщиков считает эту стратегию наиглавнейшей. Эта хэйхо была изобретена Ито Итто-сай. Основателем итто-рю2. Хотя история создания хитоцу но тати хорошо известна, она стоит того, чтобы ее повторить.

Однажды ночью Иттосай медитировал в храме. Почувствовав некую неизвестную опасность, он развернулся вокруг, вынимая меч, и сделал рубящий удар вниз. За спиной оказался человек с обнаженным для атаки мечом; неизвестный был убит мгновенно. Иттосай благодаря этому событию пережил просветление и сформировал свою собственную школу, основанную на своем новом знании.

Основная стратегия состоит в том, что один удар меча служит и для атаки, и для защиты, отсюда и название "единый меч". Хитоцу но тати требует большой скорости и крепких нервов. В момент, когда ваш противник начинает наносить удар вам по голове, сделайте шаг прямо вперед и мощно выполните рубящий удар вниз. Когда ваш меч будет проходить мимо меча противника, он отбросит его в сторону и продолжит движение вниз.

Этот удар не должен выполняться как попытка отвести меч противника в сторону; вы должны стараться разрубить его меч надвое по всей длине. Это требует чрезвычайной ментальной дисциплины - именно поэтому вы нечасто увидите младшего ученика, успешно использующего эту стратегию.

Когда вы выполняете свой рубящий контрудар, ваше сознание должно быть сфокусировано на атаке противника. Если у вас появится хоть малейшее желание попытаться отразить его меч, то ваш удар станет значительно слабее. Ваш меч должен рубить вниз по совершенно прямой линии, рассекая его атаку и двигаясь дальше к цели. Если вы позволите себе смотреть на его меч или даже думать о нем, то вы неизбежно ударите по нему, а не по своему противнику, и ваш удар уйдет с правильной линии атаки. Даже если вы успешно отразите его атаку (что очень сомнительно, поскольку вы меняете цель по ходу выполнения удара), ваш удар не причинит вреда противнику. К тому же вследствие того, что большая часть энергии удара была потрачена на отражение атаки противника, ваш меч не сможет рубить достаточно эффективно.

Хитоцу но тати - это стратегия типа "все-или-ничего". Для того чтобы использовать ее успешно, вы не должны испытывать ни малейших сомнений в ее действенности. Если вы не верите в нее, то инстинктивно примете защитное положение. А это сделает ваш удар либо слишком слабым, либо слишком медленным.

Очевидно, что ваш удар должен быть сильнее и быстрее, чем удар противника. Именно по этой причине школа итто-рю и бесчисленное множество ее ответвлений уделяют огромное внимание отработке рубящих ударов. (В некоторых школах 90 процентов всей тренировки состоит из базового удара кири ороси.) Чтобы приготовиться к этой стратегии, вы должны бесконечное множество раз выполнить кири ороси тяжелым деревянным мечом, развивая скорость и силу. У вас также должен быть очень хорошо развит мусин - без этого вы не сможете среагировать с нужной скоростью.

Когда вы занимаетесь с партнером, могут оказаться полезными две пары защитных перчаток для кэндо. Эта техника известна как "дробящая суставы". Если ваш удар запоздает хоть на долю секунды, то ваш партнер ударит вас по рукам; если вы ударите слишком быстро, то попадете по его рукам. Только когда тайминг совершенен, два меча входят в контакт безупречно3.

На ранних стадиях тренировки ваш партнер должен наносить удары медленно и мягко. Он также должен держать свой меч расслабленно и позволять отбрасывать его в сторону (мечи сталкиваются не на полной скорости, поэтому если он будет сопротивляться, энергии столкновения будет недостаточно, чтобы отразить его клинок). На большой скорости этого расслабления не требуется, даже если угол столкновения будет очень маленьким, его энергии вполне хватит, чтобы отбросить меч противника далеко в сторону.

И хотя это упражнение очень легко выполнять в контролируемых условиях на маленькой скорости, реальное его применение намного сложнее. Будьте готовы к нескольким годам тяжелой работы, если хотите добиться настоящего мастерства.

В искусстве каратэ существует техника, называемая нагаси дзуки, "плывущий удар", которая представляет собой практическое применение этой стратегии. Когда ваш противник начнет наносить вам удар по голове, сделайте зеркальное движение - если он бьет левым кулаком, вы должны ударить правым. Когда наносите удар, опустите немного бедра и разверните правый кулак большим пальцем вниз. Поскольку ваш кулак развернут на девяносто градусов больше, чем обычно - в классическом каратэ при ударе ладонь направлена вниз, - ваша правая рука будет изогнута вверх, а плечо поднимется. Легкий уход бедрами вниз позволит вашему кулаку пройти под бьющей рукой вашего противника, изгиб вашей руки отразит его удар вверх и в сторону. В результате, его кулак пройдет в дюйме от вашей головы, а вы попадете ему прямо в лицо.

Так же как и в случае с мечами, если вы попытаетесь блокировать атаку своего противника, то эта стратегия не сработает. Вы должны сконцентрироваться только на его лице. Если ваш дух колеблется и вы позволяете себе думать о приближающемся ударе, то вы инстинктивно попытаетесь его блокировать. В этом случае у вашей атаки не останется достаточного количества энергии, чтобы нанести противнику какой-либо серьезный ущерб, даже если ваша рука окажется где-то рядом с целью.

Армия может использовать хитоцу но тати, начиная контратаковать прямо сквозь атакующие силы неприятеля. Это противоречит обычной практике, когда атаку сначала останавливают, а затем наносят контрудар в самое слабое место. Чтобы использовать хитоцу но тати, начните полномасштабную атаку на продвигающиеся вперед силы врага. Другие подразделения противоборствующей армии окопаются, занимая сильные оборонительные позиции, так что атаковать атакующего не так опасно, как может показаться.


Выбор времени реагирования


Если предположить, что первоначальный вид поля сражения представляет собой противостоящие друг другу полковые фронты, то развитие событий будет следующим: когда один батальон вражеской армии начнет продвигаться вперед, вы немедленно перестраиваете свои силы колонной. Ваш первый 6а тальон атакует фланг наступающего батальона противника и продвигается в тыл его позиции. Ваши второй и третий батальоны следуют вплотную за первым, вступая в бой как с продвигающимся вперед батальоном противника так и с его закрепившимися частями. Продвигаясь вперед, ваши войска должны представлять собой плотное формирование, чтобы находиться в зоне досягаемости обоих вражеских батальонов одновременно. Это даст вам преимущество в огневой силе три к двум. Если же ваш полк слишком растянется, то вражеские батальоны по отношению к вашему первому батальону будут иметь перевес в огневой силе два к одному.

Для того чтобы эта стратегия сработала, вы должны ударить быстро и решительно. Например, если вы используете пехоту, то она должна атаковать бегом. Если войска снизят темп до шага, это будет катастрофой. Если вы сможете яростно атаковать всем полком, это будет все равно что бросить кирпич в окно из листового стекла - вражеское формирование рассыплется на осколки.

Прорвав линию обороны неприятеля, вы будете действовать в зоне полнейшего смятения - задний эшелон атакующих сил никогда не бывает так же хорошо организован и защищен, как передовая линия обороны. Если у вас в распоряжении мобильные силы, то вы можете некоторое время стремительно продвигаться вперед и вообще не встретить сколько-нибудь серьезного сопротивления.

В такого рода столкновениях относитесь к войскам противника как к его мечу. Голова, которая является вашей настоящей целью, - это руководящая структура, расположенная за линиями фронта. Вы всегда должны концентрироваться на цели, а не отвлекаться на перестрелки местного значения.

Хитоцу но тати но хэйхо - это любимая стратегия старших учеников. У них достаточно сил и мастерства, чтобы заставить ее работать. Это безупречный пример стратегии в лучшем ее проявлении. Вы используете одну технику, точно рассчитав время и полностью отдав ей всего себя, чтобы уничтожить и врага, и его атаку. Ваша техника проста, элегантна и разрушительна.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Когда вы наносите удар на полсчета до того, как ваш противник вообще сдвинется с места, это называется сэнсэнтэ, "перехват инициативы".

2. Ито Кагэхиса разработал теорию, согласно которой все движения меча основываются на одной технике, которую он назвал кири ороси, "рубящий удар вниз". Он изменил свое имя на Иттосай и основал итто-рю хэйхо. Ито Кагэхиса (1560 - 1653) считается самым великим мастером меча.

3. Перчатки кэндо предназначены только для того, чтобы защитить суставы пальцев от удара синая. В итто-рю используются тяжелые перчатки для работы с боккэном, но они очень дорогие и их очень трудно достать.

Фредрик Дж. Ловрет, "Секреты японской стратегии"

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru