Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Стратегия > Принципы стратегии > Какая земля, такой и урожай:


Какая земля, такой и урожай

И закинул старик в пятый раз невод в море, и опять ни### не поймал.

Можно на каменистой почве в холодном климате выращивать хорошие урожаи? Вряд ли. Такое земледелие – сущее мучение и мизерный результат на выходе. А вот на плодородном черноземе в теплом климате совсем другой расклад, иной раз говорят: воткни палку в землю и та зацветет.

Так же и с местностью, на которой действует человек. Она неизбежно диктует свои условия. Местность определяет «границы» возможностей человека, степень его свободы, его «потолок», выше которого он не сможет «прыгнуть».

Есть такая известная мысль: мол, все зависит от самого человека. Так ли это? Да, это так, но с существенной оговоркой: все зависит от самого человека в рамках тех условий, в которых он находится.

Много ли зависит от человека на необитаемом острове? Зависит только то, что есть на этом острове. Вариант со спутниковым телефоном и группой поддержки вне этого острова сейчас не обсуждается :). Это совсем другие условия. Пусть будет классический Робинзон Крузо. Он может делать на этом острове все, что угодно в рамках тех возможностей, которые предоставляет остров (и исходного набора ресурсов: оружие, инструменты, семена и т.д.).

Можно сменить остров и получить другие условия, но на самом острове Робинзон будет действовать в рамках тех условий, которые там есть.

Если Вы захотите открыть свой бизнес в какой-то области услуг/продаж/производства или сделать научное открытие в некой области знаний, то неизбежно будете действовать в рамках законов этих областей. При одинаковых трудозатратах какие-то из них позволят получить больший результат, а какие-то – меньший. Одни почвы плодородны и ваши посевы принесут богатый урожай, а другие почвы не принесут ничего, кроме потерь времени и сил.

Я хорошо прочувствовал этот принцип в процессе организации и проведения своих тренингов личностного роста в Санкт-Петербурге. До этого я неоднократно слышал от знакомых тренеров, что тренинги личностного роста не пользуются большой популярностью и заработать на них довольно сложно, в отличии, например, от бизнес-тренингов. Я отмахнулся от этих предупреждений, посчитав, что люди, которые так говорят, слабо разбираются в рекламе и маркетинге. Уж я-то с этим справлюсь, мои тренинги будут пользоваться популярностью, - самонадеянно подумал я и активно принялся за дело. В общем, примерно через год - полтора я спустился на землю и трезво оценил происходящее.

Нельзя сказать, что затея полностью провалилась, кое-что получилось, но считать успехом ситуацию, когда доход чуть-чуть превышает затраты – значит быть большим оптимистом. Бизнес на грани рентабельности сложно назвать успешным. Я не отказался от идеи проведения тренингов личностного роста, но форму их проведения пришлось изменить. В конце концов, я отказался от проведения живых тренингов и ушел с ними в Интернет. Но это уже совсем другая история…

Почва действительно оказалась не самой плодородной. Да, конечно, и на ней можно было что-то выращивать, и у меня перед глазами были примеры успешных тренеров, специализирующихся на личностном росте, но в целом и общем рынок таких услуг мал. Народ в массе своей не очень-то стремится на тренинги. А те, кто стремится и готов платить за это деньги – они не делают погоды.

Затраты на поиск участников (затраты на рекламу), затраты на аренду помещения, плюс к этому оплата работы тренера и все это в итоге складываются в совсем уж неприличные суммы, безболезненно расстаться с которыми могут очень немногие. Все это делает проведение тренингов личностного роста весьма рискованным и затратным предприятием, с весьма туманными перспективами в плане финансовой отдачи.

Валерий Чугреев, 27.08.2010

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru