Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Стратегия > Сунь-цзы > Доктрина Сунь-цзы - I, 2


Доктрина Сунь-цзы

I: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II: 1, 2

2

Но, предпринимая войну, следует помнить, что "на войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения" (II, 5). Сунь-цзы против затяжной войны; он предпочитает войну короткую, быструю. Вся II глава его трактата отведсна аргументации в защиту этого положения, сформулированного им в кратких словах: "Война любит победу и не любит продолжительности" (II, 14). И здесь Сунь-цзы остался верен своей основной, исходной идее - понятию "выгоды". Он отвергает длительную войну прежде всего потому, что она невыгодна: "Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству" (II, 6). Что страна дает для войны? Во-первых, солдат, т. е. человеческие жизни, во-вторых, материальные ресурсы, т.е. свое богатство, в-третьих, свой труд. Характерно, что Сунь-цзы понимает, что войну ведут не полководцы, а народ и что именно народ дает все для войны. Один из комментаторов - Мэй Яо-чэнь выражается еще яснее. Он считает, что во времена Сунь-цзы основную массу народа составляли земледельцы, крестьяне. Поэтому Мэй Яо-чэнь и говорит: "Крестьяне содержат армию имуществом, продовольствием, силами и рекрутами".

Что значит вести войну? Для Сунь-цзы это значит: вооружить стотысячную армию и двинуть ее за тысячу миль (II, 2; XIII, 1). Иначе говоря. Сунь-цзы имеет в виду войну крупного масштаба. Как об этом будет подробнее сказано ниже, речь идет о завоевательных войнах, тех самых, которые вели тогда "ба" - князья-гегемоны.

В VII-VI вв. до н.э. "гегемон" был центральной фигурой на военно-политической арене Китая. О нем и говорит Сунь-цзы в XI главе своею трактата (23, 24, 25), именно его имеет в виду, создавая свое учение о войне. Сам Сунь-цзы был стратегом-военачальником у такого гегемона; его патрон - князь Хо Люй, как известно, был одним из претендентов на роль главы союза князей. Таким образом, Сунь-цзы устанавливает свои законы войны, имея в виду не мелкие драки, а большую завоевательную войну. Эта цель накладывает свой отпечаток на всю его доктрину и прежде всего отражается на масштабах, в которых он мыслит себе подлинную войну.

Сунь-цзы, рассуждая как экономист, считает, что экономика войны зависит от двух факторов: численности мобилизуемой армии и протяженности театра военных действий. При мобилизации стотысячной армии, о которой он говорит, приходилось снаряжать тысячу легких боевых колесниц, предназначенных для наступления, а также тысячу тяжелых колесниц для перевозки боеприпасов и снаряжения, а равным образом и для обороны. Для этих колесниц требовалось 4000 коней и 12000 волов. Далее шли различные орудия - метательные, осадные и т.п.; заготовлялись орудия "огневого боя", т. е. различные зажигательные снаряды и т.д. (XII). Для всего этого требовались оружие, боеприпасы, амуниция, продовольствие, денежные средства. Сунь-цзы дает точное перечисление видов военных расходов: это расходы на оснащение армии, на ее содержание, на поддержание ее боевой мощи - изготовление и ремонт оружия, на военную дипломатию (II, 1). Кроме того, население, снабжавшее армию всем, должно было отдавать ей свой труд и непосредственно: во время войны вводилась особая подводная повинность; крестьяне были обязаны подвозить к действующей армии боеприпасы и провиант.

Что же получалось, по мнению Сунь-цзы, при затяжной войне? Сунь-цзы опять рассуждает прежде всего как экономист. Неминуемо должны были возникнуть финансовые затруднения. По его расчетам, один день такой войны стоит 1000 золотых (II, 1). "Если войско надолго оставляют в поле, - как выражается Сунь-цзы, - средств у государства не хватает" (II, 3). При затяжной войне "средства иссякают, у себя в стране - в домах пусто" (II, 10).

Огромны и материальные потери. Сунь-цзы считает, что при длительной войне "имущество народа уменьшается на семь десятых; имущество правительства... на шесть десятых" (II, 10). Однако все эти потери по своему значению меркнут по сравнению с основным, по его мнению, бедствием, вызываемым длительной войной: упадком народного хозяйства, точнее - для эпохи, когда жил Сунь-цзы, - сельского хозяйства. "Когда поднимают стотысячную армию, выступают в поход за тысячу миль... не могут приняться за работу семьсот тысяч семейств" (XIII, 1), - говорит он.

Будет указываться, что это место трактата становится понятным только в том случае, если признать, что он имеет в виду крестьянскую общину, состоящую из восьми дворов. Такая община считалась единицей - и с точки зрения землепользования, и с точки зрения налогов и повинностей. Во время войны каждая община должна была выставить одного рекрута, что выпадало, естественно, на долю одного двора из восьми, на плечи же остальных семи дворов ложилось снабжение армии, а также подводная повинность. Эта последняя была, очевидно, настолько тяжела, что Сунь-цзы прямо заявляет: "Во время войны государство беднеет оттого, что возят далеко провиант. Когда провиант нужно возить далеко, народ беднеет" (II, 8). Таким образом, мобилизация стотысячной армии непосредственно затрагивала 800 000 дворов, из которых 100 000 давали рекрутов, прочие же 700 000 дворов должны были непрерывно возить снабжение армии. Следовательно, 7/8 затронутого войной населения оказывалось оторванным от своего непосредственного труда, от земли. Это и составляло главную причину того, что "народ беднеет". А раз он беднеет, "беднеет все государство", как замечает Сунь-цзы. Поэтому он сейчас же отмечает первое и важнейшее для государства последствие разорения крестьян: "Когда же средства истощаются, выполнять повинности трудно" (II, 9).

Итак, разорение страны, подрыв экономической основы государства - сельского хозяйства, обнищание населения - таковы, по мнению Сунь-цзы, экономические результаты затяжной войны.

Могут на этой почве возникнуть и внутренние осложнения. Сунь-цзы говорит: "Когда поднимают стотысячную армию, выступают в поход за тысячу миль, издержки крестьян, расходы правителя составляют в день тысячу золотых. Внутри (т. е. в стране) и вовне (т. е. в армии) - волнения..." (XIII, 1).

Эти волнения могут принимать опасный характер. Сам Сунь-цзы об этом не говорит, предоставляя читателям самим понять его намек, но один из его комментаторов, Ли Цюань, проговаривается: "Вторичного набора не производят потому, что народ в таком случае окажется переобремененным и зародится недовольство".

Помимо этого, происходит ослабление боевой мощи самой армии; Длительная война сопровождается большими человеческими и материальными потерями, что подрывает силу армии. "Если ведут войну и победа затягивается - оружие притупляется и острия обламываются; если долго осаждают крепость, - силы подрываются..." (II, 3). "Имущество правителя - боевые колесницы поломаны, кони изнурены; шлемы панцири, луки и стрелы, рогатины и малые щиты, пики и большие щиты волы и повозки - все это уменьшается на шесть десятых" (II, 10). При таком истощении страны, при таком подрыве ее боевой мощи всегда возможны и внешние политические осложнения: "Когда же оружие притупится и острия обломаются, силы подорвутся и средства иссякнут князья, воспользовавшись твоей слабостью, поднимутся на тебя. Пусть тогда у тебя и будут умные слуги, после этого ничего поделать не сможешь" (II, 4).

Как же предупредить такие опасности, которыми грозит война? Сунь-цзы указывает на один такой способ, которым можно если не полностью устранить все трудности войны, то, во всяком случае, значительно облегчить их: надо постараться переложить все тяготы войны на плечи противника.

Этого можно достигнуть, во-первых, тем, чтобы стараться воевать на территории противника. Сунь-цзы говорит об этом словами о ведении войны за 1000 миль, т. е. далеко за своими пределами. Во-вторых, надо стараться пополнять материальные потери за счет трофеев. "Это и называется: победить противника и увеличить свою силу" (II, 13).

Сунь-цзы считает, что страна противника обязана доставлять и продовольствие для армии: "Умный полководец старается кормиться за счет противника" (II, 11). Это требование делается особо повелительным, когда армия заходит далеко в глубь неприятельской территории и когда вследствие этого подвоз провианта из своей страны осуществляется с большими затруднениями. В таком случае Сунь-цзы говорит прямо: "грабь" (XI, 3).

Но все же эти средства не более чем паллиатив. Решительное средство избежать всех трудностей и опасностей войны - это вступить в войну подготовленным во всех отношениях и провести ее быстро. "Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству" (II, 6). "На войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения" (II, 5). Короткая, быстрая война - таково, по мнению Сунь-цзы, лучшее средство добиться наибольшего успеха при наименьших потерях.

Назад | Далее...

Николай Конрад

I: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II: 1, 2

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru