Стратегия и сталкинг. Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и его наследие

Стратегия > Сунь-цзы > Доктрина Сунь-цзы - I, 7


Доктрина Сунь-цзы

I: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II: 1, 2

7

Элементов стратегии Сунь-цзы насчитывает четыре: Я, Он (противник), Небо (время), Земля (пространство). "Если знаешь его и знаешь себя, победа недалека; если знаешь при этом еще Небо и знаешь Землю, победа обеспечена полностью" (X, 16). Сунь-цзы не устает подчеркивать важность этих элементов: "Если будешь видеть, что с твоими солдатами напасть на противника можно, но не будешь видеть, что на противника нападать нельзя, победа будет обеспечена тебе только наполовину. Если будешь видеть, что на противника напасть можно, но не будешь видеть, что с твоими солдатами нападать на него нельзя, победа будет обеспечена тебе только наполовину. Если будешь видеть, что на противника напасть можно, будешь видеть, что с твоими солдатами напасть на него можно, но не будешь видеть, что по условиям местности нападать на него нельзя, победа будет обеспечена тебе только наполовину" (X, 14). Особо важное значение имеют первые два элемента: "я" и "он". "Если знаешь его и знаешь себя, то сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение" (III, 9).

О содержании этих четырех элементов Сунь-цзы говорит в I главе трактата, в учении о "пяти явлениях" и "семи расчетах" (I, 2-4), дополняя многочисленными высказываниями в других местах. Суммируя эти его мысли, можно устанавливаемые им элементы стратегии разбить на три группы: моральные, материальные и географические. Под понятие моральных элементов подходят: дух воюющего народа - вопрос о моральном единстве внутри страны (I, 3); состоянии духа армии - вопрос о сосредоточении всего внимания армии, всех мыслей солдат на войне, на победе (VII, 11; XI, 14); таланты полководца - личные и как руководителя армии (см. выше раздел 5).

К материальным элементам стратегии можно отнести: саму армию как организацию - вопросы ее строя (V, 1-2), ее руководства (VII, 11), снабжения (I, 3); состояние ее дисциплины (I, 4), степень обученности личного состава (I, 4); характер системы наград и наказаний (I, 4); наконец (и этому отводится сравнительно большое место), вопрос численности армии (III, 4; VI, 8; IX, 18).

К географическим элементам относятся: время - сезон, день (VI, 9), час суток, состояние погоды (I, 3) - и пространство - учение о местности как категории топографической (X, 1) и категории стратегической (XI, 1).

Все эти элементы, как полагает Сунь-цзы, не существуют изолированно, сами по себе; они находятся в теснейшем взаимодействии. Более того, они вытекают друг из друга, друг друга обусловливают. Для характеристики этого их соотношения Сунь-цзы берет формулу, заимствованную им из какого-то старинного, нам неизвестного сочинения по военному искусству. Первая часть этой формулы гласит: "первое - длина, второе - объем, третье - число, четвертое - вес, пятое - победа" (IV, 8).

Понять эту своеобразно выраженную мысль помогают комментаторы. В свете их разъяснений эта часть формулы устанавливает последовательность стратегических элементов: первое - длина, т.е. расстояние, отделяющее от противника; второе - объем, т.е. размер и конфигурация местности, им занимаемой; третье - число, т. е. количество его сил; четвертое - вес, т.е. соотношение шансов противника со своими шансами, пятое - победа, т. е. организация на основе всех этих данных победы. Другими словами, в этой формуле устанавливается последовательность географических и материальных элементов стратегии, причем управляет этой последовательностью конечная цель всякой стратегии - победа. Но вторая половина этой формулы устанавливает внутреннюю зависимость этих элементов: "Местность рождает длину, длина рождает объем, объем рождает число, число рождает вес, вес рождает победу" (IV, 8). Эти слова, по-видимому, имеют тот смысл, что общий характер местности определяет все расстояния на поле сражения; в факторе расстояния уже заложен фактор размера территории; размер территории определяет численность, в численности уже заложено соотношение сил, а соотношение сил определяет победу.

На таком понимании элементов стратегии Сунь-цзы строит свое учение о "форме". Это понятие употребляется им очень своеобразно и требует особого объяснения.

Соотношение всех вышеперечисленных элементов - моральных, материальных и географических - определяет исход, т. е. на чьей стороне будет победа. Что это значит? Это значит, что такое соотношение определяет, в чем слабость и сила каждой стороны, на чьей стороне вообще слабость, на чьей - сила. И вот Сунь-цзы эту слабость или силу армии и называет "формой" ее (V, 9). Под "формой" армии он подразумевает, таким образом, тот облик армии, который определяется совокупностью и взаимодействием ее сильных и слабых сторон. Можно сказать, что этот термин Сунь-цзы употребляет в приложении к армии в том смысле, в каком в наше время прилагают его к спортивной команде, выходящей на поле.

Однако для Сунь-цзы понятие формы не абсолютное. С его точки зрения, нельзя сказать об армии, что она находится в такой-то форме, наблюдая ее самое. Для этого нужно наблюдать ее на фоне противника, соотносительно с ним. Сила и слабость армии - понятия относительные: можно быть сильным или слабым только в сопоставлении с чем-нибудь. Поэтому сказать об армии, что она в таком-то отношении сильна, а в таком-то слаба, можно, лишь установив, что в этом же отношении противник слаб, а в том силен. Поэтому Сунь-цзы и говорит:

"Форма у войска подобна воде... Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника" (VI, 13).

Сунь-цзы отдает себе полный отчет в важности этой формы. Если армия в "полной форме", т. е. преодолела все свои слабые места и обеспечила себе силу во всех отношениях, такая армия, как это Сунь-цзы раньше установил, победила, еще не сразившись. А "когда побеждающий сражается, это подобно скопившейся воде, с высоты тысячи саженей низвергающейся в долину. Это и есть форма" (IV, 10).

Понятием, сопряженным с понятием формы, является "мощь" армии. Мощь - это потенция армии, та внутренняя сила, которая скрывается за ее "формой". Сунь-цзы дает такое образное определение "мощи":

"То, что позволяет быстроте бурного потока нести на себе камни, есть ее мощь" (V, 7).

Но, подобно понятию "формы", и понятие "мощи" - относительное: само наличие мощи, не говоря уже о степени ее, находится в зависимости не только от состояния своей формы, но и от формы противника. Поэтому Сунь-цзы говорит о мощи в тех же выражениях, что и о форме: "У войска нет неизменной мощи, у воды нет неизменной формы" (VI, 14).

Таково учение Сунь-цзы об элементах стратегии в их существе, взаимодействии и обусловленных ими действующих на войне силах.

Назад | Далее...

Николай Конрад

I: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, II: 1, 2

Copyright © 2007-2024   Искусство стратегии и сталкинга   Валерий Чугреев   https://chugreev.ru   vchugreev.ru